?

Log in

No account? Create an account

Блог Ахмеда Осмиева

Во благо блога...

Previous Entry Share Next Entry
Canon Expo 2015
osmiev


Canon Expo 2015 глазами Технослава Бергамота

Раз в пять лет Canon проводит выставку имени себя, которая проходит поочередно в нескольких городах. В этом году Canon Expo 2015 уже прошла в Нью-Йорке. Я побывал на ее европейской (а точнее – для рынка EMEA, в которую входит также Африка) версии в Париже. Затем она перебазируется в Шанхай, а затем в Токио. В этом году выставка прошла под лозунгом «come and see» (приди и смотри). Лозунгом предыдущей, прошедшей в 2010 году был «we speak image», что можно было перевести как «мы разговариваем на языке изображений» или «мы говорим образами». Эта выставка интересна в первую очередь не столько теми устройствами, которые на ней демонстрируют (именно поэтому она проходит раз в пять лет, когда устройства сменятся и обновятся по нескольку раз), а новыми технологиями. На Canon Expo можно увидеть то чем именно будет заниматься компания в следующую «пятилетку». Здесь место прототипам, которые уже можно показать, но которые еще далеки до той стадии, когда их можно поставить на полки магазинов. И технологиям, которые будут в основе лучших товаров, что, в сущности, появятся в продаже только в 2020 году



Официальная часть была краткой. Было заявлено всего два выступления. Исполнительного директора Canon Фуджио Митараи (Fujio Mitarai) и директора подразделения EMEA. Фуджио Митараи является племянником Такеши Митараи, одного из основателей компании, и работает в Canon со (страшно сказать) 1961 года, а возглавляет ее с 2006 года.



Со стороны кажется, что выступление такого менеджера является скучным и невыразительным. Он не бегает по сцене, не демонстрирует продукцию компании, не объявляет цен восхищенным голосом. Его слова могут показаться пересказом очевидных и всем известных вещей,но именно они определяют стратегию компании на следующие несколько лет. Эта выставка создана не для того, чтобы показать настоящее, а для того, чтобы указать направление будущего. Будущего, в которое идет именно эта компания.



Это вовсе не значит, что компания перестает выпускать, например, бюджетные «мыльницы» или все прочие товары, что не были показаны на выставке. Это значит, что она перестает вкладывать ресурсы в их развитие. И переключается на развитие тех направлений, что считает необходимым. С точки зрения инвесторов и менеджмента компании копать золото нужно там, где еще мало других старателей, и где шансы найти золотую жилу максимально высоки.

Несмотря на то, что Canon не находится постоянно «на слуху», по количеству зарегистрированных патентов (в США) она стабильно входит в пятерку (даже в тройку) лидеров. Этот слайд должен был убедить зрителей в том, что компания по-настоящему обладает высокими технологиями и постоянно вкладывает ресурсы в их развитие. На самом деле другого пути в современном ИТ-мире просто не существует.



Всего Canon фокусируется на трех ключевых направлениях. Первое — это 3D-печать. С ним все понятно. Аддитивные технологии, о преимуществах которых мы все знаем, возможность использования разнообразных материалов — здесь все понятно, в том числе и то, что мир стоит на пороге не иллюзорной 3D-революции. И эта революция в корне изменит нашу с вами жизнь через 10 лет ничуть не меньше, чем ее изменили компьютеры или интернет.



Вторым важным направлением является то, что можно назвать печатью и полиграфией. Но это уже не совсем та печать и не сосем та полиграфия, которую мы знаем. Да, Canon имеет прекрасные позиции в мире фотокамер и печатающих устройств. Но сегодня компания думает о том, чтобы качество полиграфических материалов еще больше захватывало дух. Чтобы печатные материалы для бизнеса могли быть еще больше. Чтобы мы, рядовые пользователи, могли сделать превосходный отпечаток и повесить его на стену. Чтобы изображение обрело рельеф (об этом чуть позже). Все это тесно связано с уже существующим бизнесом компании, и, несмотря на тенденции к безбумажному документообороту и отказу от фотопечати, Canon видит во всем этом большое будущее.



Третье направление сложно описать одним простым предложением и дословный перевод фразы Network Visual Solutions (сетевые визуальные решения) здесь не поможет. А речь идет вот о чем. Все устройства в современном мире будут связаны с какими-то другими устройствами. Все эти многомегапиксельные сенсоры уже не нужны для прикладных задач потребителей, зато очень востребованы, например, в системах наблюдения. Речь не только о предотвращении преступлений и дорожно-транспортных происшествий. Современным мегаполисам нужны все эти системы распознавания лиц, камеры с очень высоким разрешением, способные прочесть номер автомобиля за несколько километров или чувствительные матрицы передающие изображения практически в полной темноте.



При этом нужно понимать, что эти заданные три направления вовсе не являются структурными подразделениями компании. Речь идет о векторах развития, где конкретные устройства и технологии могут иметь черты каждого из этих трех направлений или все три вместе.
Фототехника
Как и положено всякой выставке, на которой демонстрируются фотокамеры, на Canon Expo 2015 была зона с макетом, предназначенным для съемки. На нем рядом с Эйфелевой башней расположились небоскреб из Нью-Йорка, Гонконга и, видимо, Токио. Все это можно было снимать размещенными по периметру фото- и видеокамерами.


В арсенале Canon находится один из крупнейших в мире наборов объективов. Не знаю все ли они были представлены на этих витринах, но их было несколько десятков.



Самыми красивыми были, конечно, широкоугольные объективы...



А также длиннофокусные объективы.



Отдельным особняком стояли объективы, назначение которых я не сразу понял. Наверное, потому, что никто не встречал их в вертикальном положении. Это оптика для профессиональных телевизионных камер. Тех, что управляют операторы в наушниках. А сами камеры размещаются на станках и поворачиваются при помощи двух ручек.



Для любителей поснимать «по-взрослому» на балконе разместили камеры с длиннофокусными объективами. С их помощью снимать макет на первом этаже было еще интереснее.



Картинка как на ладони. Наверное, именно так видят крупным планом спортсменов профессиональные  спортивные фотографы.



А с этой камерой прямо сбылась моя мечта детства. Всегда хотел порулить таким агрегатом.



Эта «пушка» с 930-мм оптикой, между прочим! Напичканная электроникой и стабилизаторами изображения. И стоит как два, а то и три автомобиля представительского класса, чтобы вы и не сомневались. Ценник в сто тысяч долларов для такой оптики — обычное дело.

На максимальном зуме понимаешь, что фраза «найду я даже прыщик на теле у слона» для такой камеры вовсе не преувеличение. Макет домика, на который нацелен объектив, имеет высоту в несколько сантиметров. А расстояние до него по прямой — метров 25.


Конечно же, разбираться в управлении такой профессиональной камеры нужно не 15 минут на выставке. Все, что я смог освоить методом «научного тыка» – это управление трансфокатором, спрятанное в глянцевом черном рычажке правой ручки. И ворот ручной фокусировки — над левой ручкой. В общем, для оператора такая камера — это как скрипка Страдивари или маузер Дзержинского для соответствующих профессий.



Обожаю на выставках все эти разрезанные вдоль продольной оси объективы. Они еще круче, чем объективы, разобранные по отдельным линзам. В данном случае это широкоугольный объектив EF 11-24 f/4L USM.



Несмотря на то, что линзы, вроде бы, являются предметом очень далеким от высоких технологий, они тоже постоянно усовершенствуются. Например, эта линза снижает хроматические абберации от синего света.



А это пример новой двухслойной линзы, в которой удалось избавиться от воздушной прослойки между слоями.



А вот результат этих двух новых линз: прототип 600-миллиметрового объектива, который на 30% меньше благодаря использованию этих линз нового типа.




Для 600-миллиметрового объектива он выглядит довольно небольшим. Особенно по длине



На выставке показывали и сенсор на 250 мегапикселей, о котором мы уже писали в сентябре. Нужно понимать, что он предназначен не для потребительских фотоаппаратов. Canon видит огромный потенциал его использования в астрономии, а также системах наблюдения. Везде, где нужна детализация.



Удивительно, но это CMOS-матрица формата APS-H (29.2х20.2 мм) с разрешением 19580х12600 пикселей. Кто знает? – может с такими матрицами действительно станут возможны все те штуки с увеличением предметов, что мы видели в фантастических и шпионских фильмах. Помните, где по изображению, размером с монету, в зеркале видят автомобиль, а потом, приближая картинку, обнаруживают текст, выгравированный на обручальном кольце водителя.



Стенды с демонстрацией систем стабилизации изображения я видел на выставках и раньше, но здесь трясло уж очень сильно, а стабилизация почти со всем справлялась. Смотрите видеоролик в конце этого текста.



Еще одна «космическая» технология. Во время выступления топ-менеджеров прозвучала цифра в 4 000 000 по отношению к чувствительности ISO, которую уже преодолели экспериментальные матрицы Canon. Вот одно и то же изображение, снятое двумя камерами в полностью темной закрытой комнате с одним очень слабым (в четверть яркости свечи) освещением. С новой матрицей изображение, пусть и с обильным цифровым шумом, но различимо даже на уровне цвета футболки и бейсболки. В Canon считают такие матрицы полезными для предотвращения ночных краж и охранного видеонаблюдения.



А вот и те системы наблюдения, где нужно высокое разрешение. Видео с 250-мегапиксельной матрицы в коммерческих решениях пока нет, но вот 4К уже пожалуйста. Canon работает совместно с компанией Axis.



Вот так, по мнению Canon, должны выглядеть современные системы наблюдения. Это решение разрабатывается совместно с компанией Milestone.



Отдельное место на выставке было выделено под медицинское оборудование. Меня больше всего впечатлила диагностика глаз при помощи... зеркальной камеры и специального оборудования. Аналогичное приспособление было для диагностики зубов. Правда, там, вроде бы, был еще ультразвук.



Не обошлось и без интерактивных развлечений. В отдельном углу был организована необычная съемка. На полу размещено фото крыши небоскреба, а под углом к потолку установлены большие зеркала. Все желающие могли изображать любые сцены и получить снимок в цифровом виде.



Вот так выглядел процесс съемки. Затем снимки из камеры по беспроводному каналу передавались в планшет ассистентки, где можно было отметить своим бейджем с NFC понравившиеся фотографии. После чего они загружались в кабинет пользователя на сайте выставки. Полагаю, что 5 лет назад Canon демонстрировала эту беспроводную передачу данных в камере на прототипах, а сегодня это уже коммерческие массовые продукты. Примерно так же все технологии, показанные на выставке в этом году, мы уже увидим в виде конкретных товаров через 5 (а может что-то и раньше, а что-то – позже) лет.



Итоговый снимок выглядел примерно так:



Для любителей необычных снимков можно было сделать автопортрет под сильной струей воздуха. Нажал на кнопку, — и сначала из щели пошел сильный напор воздуха, затем камера с кольцевой вспышкой делает снимок.



 Результат выглядит вот так. У лысых, кстати, получается вообще не прикольно.



Фотопечать
Конечно же, на Canon Expo 2015 не обошлось без образцов печати. Больше всего (если не считать монструозных печатающих устройств, о которых речь пойдет дальше) меня впечатлило огромное количество самых разных снимков и не побоюсь этого слова шикарных фотоальбомов на разную тематику.


Вот фотоальбом, сделанный из снимков одной и той же кошки. Причем автор снимков явно хотел подчеркнуть не красоту животного, а возможности камеры. В его фотоработах одни крупные планы, в итоге кошка предстает фрагментами: там ухо, там нос, там усы. Зато видно каждый волосок. Единственное изображение мордочки кошки сделано на развороте. Поверьте, держать в руках такой фотоальбом – сплошное удовольствие.



А вот и новинка: рельефная печать. Конечно, тут уже нужны специальные принтеры и расходные материалы, но эти поверхности имеют объем, их можно (и, видимо, нужно) щупать. Таким образом Canon идет, если не к печати объемных предметов, то к чему-то совершенно новому, что является логичным развитием современной полиграфии.



На стенде также были объемные фотографии. Вот они, на мой взгляд, были крайне неудачными и искажали черты лица. Объективно люди на снимках при ближайшем рассмотрении выглядели некрасивыми и «зафотошопленными» куклами. Отдельный угол был выделен для подобных снимков с репродукциями картин. Они имели фактуру, характерную для картин, написанных маслом. То есть все трещинки и выступы. Так что у меня сложилось четкое убеждение в том, что в самом ближайшем будущем музеи станут зарабатывать не только на входных билетах и репродукциях своих картин, но и на продаже вот таких вот условно-объемных изображений. Которые каждый сможет повесить в рамке у себя дома. И отличить уже с расстояния в метр разницу от оригинала будет сложновато.



 Еще одна галерея фантастических по своей красоте снимков. Просто проникнитесь эстетическим удовольствием от их созерцания, царившем на выставке.



Дополненная реальность
На выставке можно было увидеть в нескольких вариантах использования фирменную технологию Mixed Reality (MREAL). Она относится к технологиям дополненной реальности. То есть это ближе к Micrososft HoloLens, чем к, скажем, Oculus Rift. Вот демонстрационный ролик.



А вот так это все выглядело живьем. В этом автомобиле настоящие только колеса, два кресла, рулевая колонка и ручка коробки передач.



В правом верхнем углу снимка виден экран телевизора, на который транслировалось изображение со шлема. Нужно понимать, что это прототип, а не готовый коммерческий продукт.



Камеры на передней панели отслеживают в режиме реального времени действия пользователя. Например, чтобы «нарисовать» руку пользователя на рулевой колонке, нужно этими камерами «увидеть», что они реально там.



Движения головы отслеживаются при помощи датчиков, размещенных в «антеннах» шлема и камер, развешенных под потолком стенда. Как видите, вся система пока еще довольно громоздкая. Но прелесть прототипов в том, что они уже хоть как-то работают, в отличие от, например, концептов, которые являются лишь сырой идеей.



Вот эти антенны помогают системе определить куда именно повернул голову пользователь и, соответственно, как изменить картинку, которая транслируется в шлем.



Еще один сценарий использования шлема дополненной реальности. Работа с несуществующим предметом.



Толстый кабель, ведущий к шлему, тоже является неизбежным (надеемся, что пока) злом.



На дисплее видно, что пользователь пытается что-то «починить» в каком-то механизме.



Третий сценарий: пользователь находится в роли автомеханика, над которым поднят автомобиль. Он должен найти масляный фильтр (красного цвета), который необходимо заменить. Для работы используется пластиковый инструмент характерного розового цвета.



Шлем MREAL крупным планом. Внешне мало отличается от, например, 3D-очков Sony. Два дисплея, по одному для каждого глаза, возможность подогнать ремешок под размер головы и кабель. Правда, для магии дополненной реальности еще нужны камеры, датчики и специальное программное обеспечение.







Печатное оборудование
Наибольший восторг раздела Canon Expo у меня вызвал вот этот огромный (навскидку 5х5 метров) агрегат для печати на различных материалах: пластике, плексигласе и тд.



Изображение наносится послойно. Работа этого устройства есть на финальном видео в самом конце этой страницы.



 Готовая работа выглядит вот так. Краски очень впечатляют своей насыщенностью!



Подложка конкретно этого материала полностью прозрачная. Сразу хочется забрать образец и утащить с собой. Но потом вспоминаешь, что тащить такой огромный лист в самолет — та еще проблема. А потом еще непонятно что с ним делать дома, в Киеве...


А это плоттер, который шустро вырезает самые витиеватые контуры на толстом листе обычного картона. Тоже для чего-нибудь нужное устройство. Для рекламы, наверное. Лекала еще можно вырезать быстро.



А это просто царь-принтер какой-то!



 Вот правда — ощущение, что обычный струйный принтер сделали больше в 5 раз! Кстати, над одним из входов в павильон висел огромный плакат (он тоже есть на видео) размером 2х3 метра, отпечатанный на принтере. Этом или каком-то другом.



Расходные материалы этого монстра напоминают шарики для пейнтбола.



Еще один монструозных размеров печатный экспонат: огромный принтер, в котором боковую стенку заменили на прозрачную и снабдили подписями.



Настоящее технологическое чудо выставки: 3D-сканирование в режиме реального времени. Этот предмет (птица? самолет?) находится в подвешенном состоянии под потоками воздуха, которые заставляют колебаться эти бумажные крылья. Четыре камеры в столбиках по углам камеры снимают все в режиме реального времени и транслируют объемную картинку на стоящий рядом монитор (этот процесс тоже есть на видео).



3D-печать
Вот тут хотелось увидеть что-то особенное, но посмотреть было почти не на что. Удивлять посетителей пришлось разве что размерами камер 3D-принтеров: таких больших, как на выставке, я еще не встречал. Вот типичный образец сложной 3D-печати.


А это расходные материалы для 3D-принтеров. Разнообразные пластики. Нам всем придется в них разбираться. Возможно, раньше, чем мы ожидаем.



Наконец-то что-то относительно удивительное. Это шуруповерт, созданный из деталей, «напечатанных» на 3D-принтере.




Tags:

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.